К возрождению Арктики

    Не секрет, что лет тридцать-сорок назад северные территории нашей страны, в том числе,  арктическое побережье, островная зона, были обжиты гораздо больше, чем в нынешнее время. Деятельность многочисленных полярных метеорологических станций, научно-исследовательских обсерваторий и других объектов, располагавшихся на берегах и островах, постепенно свелась к нулю, в основном из-за прекращения финансирования. Были свернуты многие проекты, в том числе  и научно-исследовательские. Так, в 1996 году была законсервирована ледо-исследовательская станция на мысе Баранова – самой северной оконечности острова Большевик  архипелага Северная Земля. 

  Но наступил момент планомерного восстановления, возрождения утраченного. А поскольку мы, хатангчане, живем в высоких северных широтах, далеко за пределами полярного круга, то и являемся невольными  свидетелями всех этих процессов.

   В Хатангу в очередной раз прилетел Валентин Ковалев, главный специалист подразделения ВАЭ ААНИИ (высокоширотной арктической экспедиции Арктического и Антарктического научно-исследовательского института). ААНИИ находится в Санкт-Петербурге, является одним из флагманов отечественной науки, имеет славную историю и мировую известность.                

  С Валентином Петровичем Ковалевым мы знакомы давно: около двадцати лет он проработал в Арктике, в Диксонском управлении гидрометеорологической службы. Ему хорошо знакомы эти места, их суровая специфика, а главное – «характер» Северного Ледовитого океана. В свое время Ковалев побывал на всех полярных станциях управления, расположенных на побережье Таймыра и островах Карского моря, был неоднократным участником высокоширотных  арктических экспедиций.

 Научное учреждение ААНИИ, сотрудником которого он является сейчас, связано непосредственно с комплексным изучением территорий высоких широт – как северных, так и южных. Когда возникла идея возродить научный полигон, затерянный на одном из островов архипелага Северная Земля, была создана экспедиция и отправлена на остров.

   Как рассказал Валентин Петрович, идея возрождения возрождения станции принадлежит начальнику Высокоширотной Арктической экспедиции ААНИИ Владимиру Тимофеевичу Соколову. Благодаря его усилиям и настойчивости, с 2013 года началась и ведется последовательная и целенаправленная деятельность по восстановлению научно-исследовательского стационара, которому присвоено название «Ледовая база мыс Баранова». Название вполне логичное: база расположена на  самом южном острове архипелага – Большевике, на его северной оконечности – мысе Баранова. Изначально в институте появилась рабочая версия названия стационара – «Барановка», да так и прижилась.

   В числе первых специалистов, которые начали возрождать и восстанавливать в июле-августе 2013 года Ледовый стационар на мысе Баранова, были участники дрейфующей станции «СП-40». В середине лета прошлого года станцию пришлось срочно свернуть и эвакуировать с постоянно разрушающейся льдины. Материальную часть, в том числе и научное оборудование, снятое с дрейфующей станции, завезли на мыс Баранова, оно используется там и по сей день. А расконсервация снятой со льдины аппаратуры и установка ее на станции полярниками с «СП-40» позволила организовать на «Барановке» первую зимовку 2013-2014 годов – туда было командировано восемь ученых-исследователей.   

   Основная цель восстановления стационара – возобновление комплексного изучения архипелага Северная Земля и прилегающих к нему районов для углубления наших знаний об изменении климата, взаимодействии таких составляющих природы, как атмосфера, вода, почва, ледники и т.д. Необходимо собрать ряд их всевозможных характеристик для  обработки и научного анализа. Причем, в перспективе, будет накоплен банк данных многолетних наблюдений.

   Речь идет не о «науке ради науки». Но полученные и обработанные результаты  имеют и сугубо практическое применение. Например, при выборе следования судов по  Северному  морскому пути. Известно, что пролив Вилькицкого, отделяющий архипелаг Северная Земля от материка Евразия, из-за погодных условий и ледовой обстановки чрезвычайно сложен для прохождения судов практически в течение всего навигационного периода.  

   - Известно и то, - сказал Валентин Петрович, что при следовании по Северному морскому пути более безопасными в этом районе могут быть  маршруты, расположенные выше - по проливу Шокальского или  даже севернее мыса Арктического.

  Понятно, что изучение особенностей этих маршрутов имеет значение огромное, особенно при изучении арктического шельфа. Как понятно и то, что научные результаты экспедиции будут использоваться во многих сферах науки и жизнедеятельности человека.

    В число задач Валентина Ковалева входит организация доставки на остров научных отрядов, в том числе, на смену работающим там сотрудникам,  доставка продовольствия, научной аппаратуры, расходного материала и т.д. Долететь из Питера до Хатанги нет особых проблем. А вот добраться до «Барановки» не так просто.  

   С Хатанги на архипелаг можно попасть только воздушным путем, причем, на вертолете.  Хотя в былые времена на мысе Баранова функционировала солидная взлетно-посадочная полоса и могла принимать практически все типы самолетов, вплоть до Ил-76. В настоящее время на «Барановке» в рабочем состоянии только вертолетная площадка. Здесь нельзя не упомянуть о тех, кто выполняет полеты в тот отдаленный район. Необходимо высочайшее мастерство и недюжинный опыт, чтобы успешно летать в северных широтах. Без преувеличения можно утверждать, что этими качествами обладают  летчики, работающие в хатангском филиале ГПКК «КрасАвиа» - ветераны легендарной полярной авиации.       

   С благодарностью Валентин Ковалев отозвался об экипажах вертолета Ми-8 и их  командирах Игоре Коцюбинском и Игоре Зайцеве. Эти полярные летчики, имеющие многотысячный  налет часов в высоких широтах – асы, профессионалы своего дела. Для погодных условий в районе архипелага характерны многие сложности. Это может быть низкая облачность, плохая видимость из-за тумана или осадков, обледенение, болтанка и многое другое. Конечно, вручая прогноз командиру вертолета перед вылетом, синоптики Хатангской авиационной метеостанции предельно внимательны, и используют весь свой опыт и знания, чтобы прогноз погоды по маршруту  был объективным.

   Но высокоширотная погода очень капризна и сложна для прогнозирования. Значение может иметь любая непредсказуемая обширная полынья, парящая туманом.  Летчики только после полета могут признаться, что пришлось лететь в сложнейших метеоусловиях, предельных, пограничных с установленными минимумами погоды.    

    Тем не менее, удалось выполнить все запланированные  с Хатанги авиарейсы. За  время восстановления стационара на полигон науки доставлено пять научных отрядов. Группы сформированы в зависимости от специализации исследований, каждый выполняет свой перечень задач.

  Специалисты метеорологического отряда призваны вести наблюдения и определять взаимодействие таких характеристик атмосферы, как скорость и направление ветра, атмосферное давление, облачность, метеоявления, влажность воздуха. Ведут они  актинометрические (за излучением солнца) наблюдения, озонометрические и ряд других.

   Аэрологи осуществляют зондирование атмосферы, определяя высотное распределение метеоэлементов на заданных уровнях. Эти данные очень важны в оперативном использовании: при составлении прогнозов авиационными метеостанциями или бюро погоды. Хотя, все данные наблюдений в срок отправляются в  установленные адреса банков метеоданных, но к сожалению, они не доходят до пользователей, и на оперативных метеорологических картах данных этой станции нет. На каком пути задерживается информация, сказал Валентин Ковалев, еще предстоит выяснить.

  Отсутствие данных даже одной станции достойно сожаления. Территория  Северного Ледовитого океана в мизерной доле освещена метеоданными. Поэтому любые сведения с тех мест были бы полезны в оперативном использовании.  

   Свой круг задач выполняют гляциологи. Поле их деятельности здесь очень обширно – ледников на острове хоть отбавляй. Научные сотрудники хотят знать о ледниках все, в том числе и их влияние на другие элементы биоциноза, на климат. Поэтому выясняют инсоляцию (облучение солнечной радиацией площади ледника), динамику нарастания и таяния льда, траекторию смещения ледника под влиянием внешних условий, как меняется структура пресного льда в ледниковых шапках и прочие характеристики – вплоть до того момента, когда ледник подползает к берегу и срывается в море, автоматически получая статус айсберга. Дальше этим огромным куском льда будут заниматься другие специалисты. 

    С водными объектами работают океанологи, изучающие все физические характеристики океанской воды, а удел гидрологов – реки, речушки, озера, расположенные на суше. Валентин Петрович выделил деятельность в экспедиции молодого гидролога, участницу  гидрологического отряда Анну Рачкову, которая помимо выполнения заданной ей программы, обследовала и другие  доступные  водные объекты в окрестностях стационара. Специалист получила при этом данные об их стоке, сбросе воды, изменениях водного уровня, времени схода льда и другие параметры. Как прокомментировал, Валентин Ковалев, «полученных данных ей хватит для обработки и анализа на всю жизнь».

   Гидрохимики призваны выяснять химический состав воды на окружающей территории, в том числе и воды морской. Задача специалистов экологического отряда –  не только установить фоновый уровень химических элементов, но и выявить воздействие изменения их концентраций на различные объекты биологического мира.

   Для дальнейшего восстановления жизнеобеспечивающей инфраструктуры стационара на мысе этим летом работали строители, в числе которых сын Валентина Петровича Илья Ковалев, который родился, вырос на Диксоне, и, как отец, навсегда «заболел» Севером.  Да и все участники экспедиции – энтузиасты своего дела. На таких и держится не только наука, но мировой  прогресс вообще. Когда сталкиваешься с такими людьми, проникаешься уверенностью в благополучном, как мы привыкли говорить, светлом будущем.

   Нынче Валентин Ковалев прибыл в Хатангу с шестым научным отрядом. И снова в небо поднялся вертолет, пилотируемый мастером своего дела Игорем Коцюбинским, и взял курс на Северную Землю. В этот раз с погодой повезло. Забросили людей, продукты и аппаратуру на остров и сняли отряд, отработавший сезон. Рейс удалось выполнить в течение одного дня, хотя предполагалась ночевка.

   Как прокомментировала начальник Хатангской авиационной метеостанции Наталья Шульга, решение оказалось грамотным: на следующий день погода испортилась настолько, что на острове пришлось бы просидеть несколько дней в ожидании просвета.   

Экономика
Социально-экономическое развитие
Субсидирование
Муниципальные программы
Цены
Прожиточный минимум
Конкурсы
Охрана труда
ЖКХ
Азбука для потребителей
Капитальный ремонт
Программа переселения граждан
Основные данные
Энергоэффективность и энергосбережение
Конкурсы
Муниципальная программа "Формирование современной сельской среды на 2018-2022 годы на территории сельского поселения Хатанга"
Техническое присоединение отопления, ХВС, ГВС
Муниципальные услуги
Административные регламенты
Реестр муниципальных услуг
Экспертиза проектов административных регламентов предоставления муниципальных услуг
Справочная информация
Муниципальные закупки
Нормативные документы
План закупок
План-график
Закупки
Муниципальный контроль
Нормативные документы
План контрольных мероприятий
Результаты проверок
Предпринимательство
Программы поддержки
Полезная информация
Ссылки
Перечень ИП и ЮЛ
Перечень муниципального недвижимого имущества
Муниципальные центры поддержки предпринимательства
Культура
Муниципальные учреждения культуры
Брендовые культурные мероприятия
Культурные акции
Достижения
Программы
Афиша
Нормативно правовые акты
Спорт и молодежная политика
Центр занятости населения СП Хатанга
Структура
Деятельность
Услуги
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
Основые данные
Библиотеки
Центр народного творчества
Дом культуры с. Хатанга
Детская школа искусств
Независимая система оценки учреждений
Муниципальные предприятия
МУП Хатанга-Энергия
МКУ «Центр ОД МУ с.п.Хатанга»
Управление муниципальным имуществом
Земельные участки
Аренда
Аукционы
Объявленные
Состоявшиеся
Муниципальное недвижимое имущество
Бюджет для граждан
Бюджет 2018
Основные понятия и термины бюджета
Общие характеристики бюджета СП Хатанга
Доходы и расходы бюджета СП Хатанга
Межбюджетные отношения
Текущее исполнение бюджета СП Хатанга
Исполнение бюджета 2017 г.
ООО " УК " ЭнергобытСервис "
Градостроительство
Генеральный план
Правила землепользования и застройки посёлков
Нормативы градостроительного проектирования
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Красноярскому краю
Транспорт
Нормативно-правовые акты в сфере транспорта
Расписания движения транспорта и тарифы
ЭКОАРКТИКА
Правоохранительные органы информируют

 Информационные сообщения

Сведения о вакансиях

 
ВНИМАНИЕ!
 Уважаемые жители и гости с. Хатанга!
В связи с неоднократным наблюдением
в селе и поселках сельского поселения 
бурых медведей, просим соблюдать
бдительность и осторожность при посещении тундровой зоны при сборе грибов и ягод!
 

 

   

ЖКХ в Красноярском крае
Официальный Интернет-портал правовой информации
Министерство здравоохранения Красноярского края
Портал государственных услуг Красноярского края
Портал госзакупок
Официальный сайт Таймырского и Долгано-Ненецкого муниципального района
Официальный портал Красноярского края
Администрация президента РФ
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс