Хатангский аэропорт был представлен в Санкт-Петербурге

                             Хатангский аэропорт был представлен в Санкт-Петербурге      

   

    В Санкт- Петербурге 10-11 декабря проходил IV Международный форум «Арктика – настоящее и будущее». На форуме Красноярский край представляла правительственная делегация во главе с Губернатором края Виктором Толоконским, а также  в работе форума приняли участие представители Государственного предприятия Красноярского края «КрасАвиа». На форуме в северной столице рассматривались глобальные, общие и конкретные вопросы, касающиеся развития Арктики. В их числе был поднят вопрос и о принятии решения по переходу филиала №4 ГП КК «КрасАвиа» (аэропорта Хатанга) в ФКП «Аэропорты Красноярья».

 

      С момента своего возникновения в тридцатые годы прошлого столетия аэропорт Хатанга обрел стратегическое и социальное значение для страны, для Восточного Таймыра. Будучи важнейшим авиационным объектом, он не терял приобретенный статус на всех этапах своего существования и остается таковым в наши дни.

 

     Другое дело, что в настоящее время хатангское авиапредприятие находится в критическом состоянии, держась на плаву из последних сил. Как уже не раз обсуждалось, его может спасти и дать толчок для дальнейшего развития переход в федеральную структуру – в статус ФКП (Федерального Казенного предприятия «Аэропорты Красноярья»). Известно, что решение о таком переходе  было подписано Президентом Российской Федерации 10 ноября 2011 года. Переход филиала №4 ГП КК «КрасАвиа»    планировался во вторую очередь, но до сих пор не осуществлен. Проблема «зависла» с 2011 года, и интенсивная работа над ее решением ведется до сих пор.

 

                                                               *  *  *

    Страницы богатой истории Хатангского объединенного авиаотряда однозначно говорят о его былой славе. Не буду подробно описывать все заслуги хатангской авиации, и все же вкратце хочется напомнить основные вехи. Пик развития ХОАО приходится на 80-е годы прошлого столетия (1980-1991гг.). К этому времени сдан в эксплуатацию ангар площадью 820 кв. м для проведения технического обслуживания самолетов Ан-2, Ан-26 (Ан-24), вертолетов Ми-8. Авиапредприятие имело: 15 самолетов Ан-2, 13 вертолетов Ми-8, 4 самолета Ан-26. На этой технике в год перевозили около 30 тысяч пассажиров, 4 тысячи тонн груза, Налет экипажей достигал предельно допустимых значений, т.е. около 1000 часов в год. Численность персонала составляла более 900 человек, из них более 200 человек –ЛПС (летно- подъемный состав). Для сравнения, в настоящее время число работников Хатангского филиала №4 ГП КК «КрасАвиа» составляет 165 человек.

  Малая авиация работала круглосуточно. Обслуживали 9 совхозов Хатангского района, Полярную геологоразведочную, нефтеразведочную и многочисленные научные экспедиции, рыбозавод, выполняли почтово-пассажирские перевозки, полеты по санзаданиям, АСР (аварийно-спасательные) и т.д.

   Особую страничку в деятельности Хатангского авиаотряда занимает участие в проведении ВШЭ – высокоширотных экспедиций. В течение 20 лет (с 1969 по 1989) они проводились под эгидой Минобороны СССР, а затем накопленный опыт использовался хатангскими авиаторами для обслуживания экстремального туризма в Центральной Арктике и приполюсных районах.     

  Хатангские экипажи на наших самолетах Ан-26, арендованных многими аэропортами страны, с успехом работали на территории всего Советского Союза – от Анадыря и Сахалина до Киева и Санкт-Петербурга, принося в бюджет авиапредприятия огромную прибыль. Выполняя миссию ООН, отработали в Африке. Несколько лет интенсивно работали на АвтоВАЗ, для чего в городе Тольятти Хатангским ОАО было открыто свое представительство.    

   Позже, в 90-е годы, когда авиаотряд получил два самолета Ан-12, был осуществлен большой объем грузоперевозок, как на Таймыре, так и в других регионах. В частности, когда в Хатанге остро встал вопрос обеспечения топливом, на Ан-12 в экстренном порядке был завезен огромный запас горюче-смазочных материалов, что обеспечило дальнейшую жизнедеятельность района. Экипажи Ан-12 оказали неоценимую помощь при наводнении, работая по программе президента Якутии. Вывозили овцебыков на Ямал и т.д.        

   Авиапредприятие славилось своей мощной технической базой, которая оказала бы честь многим крупным аэропортам. Помимо технического обслуживания приписного парка, обслуживала транзитные воздушные суда: ТУ-154, ИЛ-18, ИЛ-76, АН-74, АН-72, ЯК-40. Аэропорт гордился уникальной лабораторией, где многие испытательные стенды в течение многих лет собирали и изготавливали своими руками хатангские специалисты, внедрив целый ряд оригинальных рационализаторских предложений.

 

    *   *   *

     В наши дни, как уже сказано, картина совершенно иная.

     Но вернемся к форуму. В составе делегации, улетевшей в Санкт-Петербург, находился директор Хатанского филиала №4 ГП КК «КрасАвиа» Владимир Тихонов, который и поделился своими впечатлениями от участия в этом значимом мероприятии.  

    - Владимир Васильевич, спрошу о главном – Вы довольны поездкой, ее результатами?

    -Да, безусловно. Во-первых, то, что Хатанга была представлена на мероприятии международного уровня, это уже большое достижение. Во-вторых, наше участие в форуме было необходимым и результативным. Удалось добиться того, чтобы переход аэропорта Хатанга в статус Казенного предприятия приобрел реальные очертания. С высокой трибуны прозвучало обещание, что финансирование, необходимое для осуществления перехода, будет осуществлено к концу первого квартала 2015 года.

     - Расскажите,  кто организатор форума, его цели, участники? Как все проходило?  

     -Мероприятие проходило под эгидой Межрегиональной общественной организации «Ассоциация полярников» и было организовано на очень высоком уровне. В комплексе рассматривались вопросы, касающиеся Арктики, их круг весьма обширный. На форум были приглашены представители двадцати трех регионов Российской Федерации и семи зарубежных стран. Все они, так или иначе, имеют непосредственное отношение к арктической зоне - Мурманская область, Республика Коми, Саха Якутия, Норвегия, Дания, Швеция и другие. Всего участников было порядка семисот человек.

       - Были ли представлены на форуме органы высшей власти страны?    

       - Непосредственное участие приняли представители Государственной Думы, Совета Федерации. Были представители многих  министерств – природных ресурсов и экологии; экономического развития; транспорта и других. Форум открыл президент МОО «Ассоциация полярников» Чилингаров Артур Николаевич.

      Встретил и старых знакомых. Так, на форуме выступил с докладом Бударгин Олег Михайлович, бывший Губернатор ТАО, а ныне генеральный директор ОАО «Российские сети». Удалось пообщаться с директором Музея Арктики и Антарктики Боярским Виктором Ильичом, с известным полярником Чуковым. Это было неожиданно и приятно.

       Программа оказалась насыщенной, доклады на всевозможные темы, например, об экологической безопасности освоения природных ресурсов Арктики, в том числе нефтегазовых, о функционировании Северного морского пути, о перспективах ресурсной базы и другие. Но нас, естественно, больше интересовали вопросы авиационного обеспечения. Непосредственно с информацией о переходе аэропортов в статус казенных предприятий выступил начальник Управления регулирования перевозок Федерального агентства воздушного транспорта Андрей Александрович Круглов. Как раз из его уст и прозвучало обещание касательно перехода аэропортов Тикси, Диксон и Хатанга. 

       - Представителям Красноярского края тоже пришлось доказывать необходимость этого? Как была  представлена авиакомпания «КрасАвиа»?

       - Был оформлен наглядный красочный уголок, отражающий деятельность авиакомпании «КрасАвиа», представлена презентация. Нужно сказать, что больше всего участники форума интересовались нашим стендом, делами нашей авиакомпании. Как отметил заместитель генерального директора ГП КК «КрасАвиа» Константин Криспин, «КрасАвиа», имея многолетний опыт в полярной авиации, имеет все основания для организации эффективного и надежного авиатранспортного сообщения в арктическом регионе. Он информировал о многогранной деятельности авиакомпании, в том числе, о пассажирских грузовых авиаперевозках на Крайнем Севере, ледовой разведке, полетах в районе Северного полюса, на дрейфующих станциях, об участии в пилотных проектах по развитию региональной и местной авиации и так далее.  

      - На форуме была правительственная делегация края. В чем выражалось ее участие?

     -Хочу особо отметить выступление Губернатора Красноярского края Виктора  Толоконского. Оно было очень сильным - грамотным, убедительным, эмоциональным и закончилось под бурные аплодисменты присутствующих. Виктор Александрович подчеркнул, что арктические области не могут развиваться разрозненно – необходимо создание единого государственного органа, осуществляющего организацию, координацию и мониторинг деятельности по развитию Арктики. В числе других вопросов, он со знанием дела осветил специфику, непростые особенности жизнедеятельности заполярных районов, в частности, Хатанги. Его речь была одной из самых ярких на форуме.  

    - Уверена, что Вы тоже защищали Хатангу по-рыцарски. Волновались?

    - Без волнения не обошлось. Да, пришлось от души  прорекламировать Хатангу. Для этого есть все основания. Наш аэропорт не утратил своей значимости для страны, оставаясь на Восточном Таймыре безальтернативным в стратегическом плане. Для Таймырского муниципального района, населенного, в основном, представителями коренных малочисленных народов Севера, которые здесь родились и никуда не собираются переселяться, авиация – единственный вид сообщения, доступный северянам в  течение года.

   Особое значение аэропорта Хатанга видится в свете Президентской программы, направленной на реанимацию и развитие Арктики.  Оставаясь устойчивым по погодным условиям, по географическому положению, по потенциальным техническим возможностям он остается самым надежным запасным аэродромом для северных аэропортов.

   Хатанга является самым удобным «трамплином» для выполнения рейсов в высокие широты – на мыс Челюскина, архипелаг Северная Земля и другие острова Ледовитого океана и приполюсные районы. Кстати, в общении с Владимиром Тимофеевичем Соколовым, начальником Высокоширотной экспедиции ААНИИ договорились о дальнейшем сотрудничестве – авиационном обслуживании полетов на север, где в настоящее время  осуществляется возрождение и восстановление научной станции на мысе Баранова в архипелаге Северная Земля.

   Еще одна приятная новость для хатангчан – в феврале-марте возобновляются маршруты на Северный полюс через Хатангу. Туристам понадобится авиационное обслуживание. Об этом говорили с Виктором Ильичем Боярским, который формирует туристские группы. 

     В своем докладе я информировал, что сегодня аэропорт Хатанга нуждается в реанимации. Частично или полностью изношена и устарела материальная база, в том числе здание аэропорта. Авиапарк сведен к минимуму. Устарел автопарк, например, самая новая спецмашина по очистке взлетно-посадочной полосы – 1985-го года выпуска. Словом, все, что мы имеем (как и мы сами) – еще из СССР, а хочется пожить в России.

      Важнейший вопрос – обеспечение воздушных судов топливом. При его достаточном количестве предприятие могло бы стать самой удобной базой для дозаправки всех транзитных судов, выполняющих рейсы по северной трассе и на Дальний Восток.

   И самое главное  и самое больное – мы теряем людей, специалистов. Заработная плата маленькая, многие уволились, и отток кадров продолжается.

   Будем надеяться, что желанный переход, наконец, осуществится, аэропорт Хатанга возродится, объемы работ возрастут, возникнет необходимость круглосуточной работы. Правда, есть опасение, что может усугубиться имеющаяся серьезная проблема – острая нехватка кадров. Этот вопрос тоже предстоит решать.

    - Владимир Васильевич, спасибо за оптимистичные новости.

    - Да, Север оживает.

 

18.12.2014г.                  Н. Ковальчук   Фото автора и Владислава Власова.

Экономика
Социально-экономическое развитие
Субсидирование
Муниципальные программы
Цены
Прожиточный минимум
Конкурсы
Охрана труда
ЖКХ
Азбука для потребителей
Капитальный ремонт
Программа переселения граждан
Основные данные
Энергоэффективность и энергосбережение
Конкурсы
Муниципальная программа "Формирование современной сельской среды на 2018-2022 годы на территории сельского поселения Хатанга"
Техническое присоединение отопления, ХВС, ГВС
Муниципальные услуги
Административные регламенты
Реестр муниципальных услуг
Экспертиза проектов административных регламентов предоставления муниципальных услуг
Справочная информация
Муниципальные закупки
Нормативные документы
План закупок
План-график
Закупки
Муниципальный контроль
Нормативные документы
План контрольных мероприятий
Результаты проверок
Предпринимательство
Программы поддержки
Полезная информация
Ссылки
Перечень ИП и ЮЛ
Перечень муниципального недвижимого имущества
Муниципальные центры поддержки предпринимательства
Культура
Муниципальные учреждения культуры
Брендовые культурные мероприятия
Культурные акции
Достижения
Программы
Афиша
Нормативно правовые акты
Спорт и молодежная политика
Центр занятости населения СП Хатанга
Структура
Деятельность
Услуги
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
Основые данные
Библиотеки
Центр народного творчества
Дом культуры с. Хатанга
Детская школа искусств
Независимая система оценки учреждений
Муниципальные предприятия
МУП ЖКХ СП Хатанга
МУП Хатанга-Энергия
МКУ «Центр ОД МУ с.п.Хатанга»
Управление муниципальным имуществом
Земельные участки
Аренда
Аукционы
Объявленные
Состоявшиеся
Муниципальное имущество
Муниципальное недвижимое имущество
Бюджет для граждан
Бюджет 2018
Основные понятия и термины бюджета
Общие характеристики бюджета СП Хатанга
Доходы и расходы бюджета СП Хатанга
Межбюджетные отношения
Текущее исполнение бюджета СП Хатанга
Исполнение бюджета 2017 г.
ООО " УК " ЭнергобытСервис "
Градостроительство
Генеральный план
Правила землепользования и застройки посёлков
Нормативы градостроительного проектирования
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Красноярскому краю
Транспорт
Нормативно-правовые акты в сфере транспорта
Расписания движения транспорта и тарифы
Новости
ЭКОАРКТИКА