Коренным народам нужны внимание и понимание

Уполномоченный по правам коренных малочисленных народов в крае Семен Пальчин выступил на сессии Законодательного Собрания Красноярского края с ежегодным докладом. Он был посвящен проблемам реализации конституционных прав и свобод коренных жителей Севера в 2015 году и анализу статистики обращений в адрес Уполномоченного.

Не выработана модель

Семен Яковлевич в своем выступлении остановился лишь на некоторых, особенно острых проблемах. Анализ статистических данных показывает, что нарушения прав коренных малочисленных народов Севера характерны для тех же сфер, что и в предыдущие годы.

В 2015 году люди по-прежнему испытывали трудности, связанные с предоставлением качественных государственных и муниципальных услуг.
Вопросы пользования возобновляемыми природными ресурсами, лесного и земельного пользования, пастбищного оборота земель хоть и находят частичное решение, по-прежнему остаются злободневными.

Острым остается вопрос образования территорий традиционного природопользования. Бюрократические проволочки в краевом правительстве тормозят решение этой проблемы. Как и прежде, Уполномоченный отметил низкую защищенность трудовых прав граждан, относящихся к коренным малочисленным народам.

К Уполномоченному также поступали вопросы, связанные с предоставлением качественных жилищно-коммунальных услуг, предоставлением жилых помещений и переселением из ветхого и аварийного жилья.

В 2015 году в адрес Уполномоченного поступило 70 жалоб и обращений. По его словам, до 60—70 процентов жалоб и обращений вызваны нарушением прав коренных народов на защиту исконной среды обитания, традиционного образа жизни и традиционного природопользования.

Семен Пальчин отметил, что нарушение прав коренных народов происходит в силу несовершенства законодательства и безграмотной правоприменительной практики. Подробнее об этом Уполномоченный рассказывал на заседании профильного комитета.

Один из примеров, которые приводил Семен Пальчин в своем докладе, касается родовой общины коренных малочисленных народов Севера «Олдомон» (Рыбное). Территория ее исконного проживания и хозяйственной деятельности — Туруханский район, п. Советская Речка. Там она осуществляет рыболовство, охоту, сбор дикоросов, сохраняет единственное в районе поголовье северных домашних оленей — около 800 голов. В деятельности общины принимают участие около 60 эвенков.

В 2013 году территория традиционной хозяйственной деятельности общины была поставлена на государственный кадастровый учет. Однако из-за решения Туруханского районного Совета депутатов «Об установлении на территории муниципального образования Туруханский район арендной платы за земельные участки» «Олдомон» не смогла подписать договор аренды земельного участка с администрацией района. Туруханский райсовет установил такие размеры коэффициентов К1 и К2, используемых для расчета арендной платы, что ежегодный ее размер для общины «Олдомон» составил почти 140 млн рублей за 850 тыс. гектаров, расположенных в зоне лесотундры и тундры.

Действия и решения органов власти, нарушающие права общины, были признаны незаконными. Все решения суда были приняты в пользу общины. Но администрация Туруханского района, по словам Семена Пальчина, откровенно игнорирует судебные решения. «Возможно, это связано с интересами «Ванкорнефти», — предположил Уполномоченный, — но я полагаю, что если бы генеральный директор Аркадий Владимирович Кузнецов сел с главой района за стол и пригласил общину, то думаю, что без всяких финансовых затрат, простым человеческим вниманием и пониманием они могли бы снять все вопросы. И я с этой трибуны сегодня говорил бы с гордостью, что выработана модель взаимодействия недропользователя и органа местного самоуправления. И это было бы флагом гордости не только Красноярского края, но и всей России».

В своем докладе Семен Пальчин привел и другие примеры нарушений прав коренных малочисленных народов.

Нет системной работы

Парламентарии посчитали очень важной поднятую в докладе тему взаимоотношений финансово-промышленных групп, органов местного самоуправления и общин коренных народов.

Виктор Кардашов поинтересовался, какие из повторяющихся из года в год вопросов удалось снять с повестки дня и как организована подготовка новых кадров для национальных образований.

Что касается темы подготовки кадров, то эта тема обсуждалась на недавнем заседании комитета по делам Севера. Она стоит очень остро. По мнению Уполномоченного, кадры нужно выявлять, обучать, помогать им с общежитием, со стипендией, воспитывать их так, как это было при социализме.«Сегодня, к сожалению, такой системной работы нет», — отметил Семен Яковлевич.

Из положительных итогов Уполномоченный назвал несколько моментов: «Сегодня все понимают, что на Севере нужно строить. Многое делается в области образования: кочевые школы, языковые гнезда. Сегодня энцев осталось всего сто человек, но десять ребятишек говорят на исчезающем энском языке. Удалось принять закон об особом статусе территорий. Предусмотрено создание совета при губернаторе. Это тоже неплохой механизм, когда власти советуются с представителями коренных народов».

Владислав Зырянов напомнил докладчику о том, что наш край славился глубочайшей интеграцией Севера и Юга, и поинтересовался его мнением о необходимости возобновления прямого авиасообщения между северными и южными районами края хотя бы в летнее время. Уполномоченный поддержал идею депутата наладить регулярные рейсы из Заполярья, к примеру, в Шушенское: «Транспорт — это кровеносные сосуды любой экономики! Это надо развивать».

Еще одна тема — возобновление радиовещания на Севере — прозвучала в выступлениях сразу нескольких депутатов. Уполномоченный в своем докладе упомянул, что в наших северных районах на русском языке приемники могут поймать только иностранные радиостанции. А наши соседи в Якутии недавно наладили радиовещание для своей территории. Валерий Вэнго рассказал, что об отсутствии радиовещания уже писали в правительство, но ответ только отписки: «Нас не слышат, не хотят вникнуть в суть проблемы». Коллегу поддержал Владимир Рейнгардт«Сегодня северные народы — охотники, оленеводы — не могут даже погоду узнать. Это безобразие — жить в XXI веке без радио. Это очень серьезный вопрос, я бы просил его рассмотреть и решить на уровне Законодательного Собрания, правительства края. Здесь надо потратить любые деньги и сделать так, чтобы мы были наравне с Якутией и решили эту проблему».

Вопросы докладчику также задали Петр МедведевНиколай ФокинВладимир ДемидовПавел ЧерепановОлег Пащенко и другие депутаты.

Председатель профильного комитета Анатолий Амосов поблагодарил всех, кто принял участие в обсуждении доклада Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов, и напомнил, что в 2006 году на программу поддержки КМН в крае выделялось 7 миллионов 600 тысяч рублей. Сегодня объем этой программы на три года — 1 миллиард 200 миллионов рублей. Ежегодно 420 миллионов рублей выделяется на 16 тысяч человек из числа коренного населения, проживающего в крае.

Депутаты приняли проект постановления по докладу Уполномоченного, в котором отражены основные проблемы, обозначенные в докладе, а также даны рекомендации правительству края по решению этих проблем.

26 мая 2016
Пресс-служба Законодательного Собрания Красноярского края
Пресс-релиз № 242 (9551)
Экономика
Социально-экономическое развитие
Субсидирование
Муниципальные программы
Цены
Прожиточный минимум
Конкурсы
Охрана труда
ЖКХ
Азбука для потребителей
Капитальный ремонт
Программа переселения граждан
Основные данные
Энергоэффективность и энергосбережение
Конкурсы
Муниципальная программа "Формирование современной сельской среды на 2018-2022 годы на территории сельского поселения Хатанга"
Техническое присоединение отопления, ХВС, ГВС
Муниципальные услуги
Административные регламенты
Реестр муниципальных услуг
Экспертиза проектов административных регламентов предоставления муниципальных услуг
Справочная информация
Муниципальные закупки
Нормативные документы
План закупок
План-график
Закупки
Муниципальный контроль
Нормативные документы
План контрольных мероприятий
Результаты проверок
Предпринимательство
Программы поддержки
Полезная информация
Ссылки
Перечень ИП и ЮЛ
Перечень муниципального недвижимого имущества
Муниципальные центры поддержки предпринимательства
Культура
Муниципальные учреждения культуры
Брендовые культурные мероприятия
Культурные акции
Достижения
Программы
Афиша
Нормативно правовые акты
Спорт и молодежная политика
Центр занятости населения СП Хатанга
Структура
Деятельность
Услуги
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
Основые данные
Библиотеки
Центр народного творчества
Дом культуры с. Хатанга
Детская школа искусств
Независимая система оценки учреждений
Муниципальные предприятия
МУП ЖКХ СП Хатанга
МУП Хатанга-Энергия
МКУ «Центр ОД МУ с.п.Хатанга»
Управление муниципальным имуществом
Земельные участки
Аренда
Аукционы
Объявленные
Состоявшиеся
Муниципальное имущество
Муниципальное недвижимое имущество
Бюджет для граждан
Бюджет 2018
Основные понятия и термины бюджета
Общие характеристики бюджета СП Хатанга
Доходы и расходы бюджета СП Хатанга
Межбюджетные отношения
Текущее исполнение бюджета СП Хатанга
Исполнение бюджета 2017 г.
ООО " УК " ЭнергобытСервис "
Градостроительство
Генеральный план
Правила землепользования и застройки посёлков
Нормативы градостроительного проектирования
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Красноярскому краю
Транспорт
Нормативно-правовые акты в сфере транспорта
Расписания движения транспорта и тарифы
Новости
ЭКОАРКТИКА