Разъяснения Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросу проведения специальной оценки условий труда у микро и малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей

   1. В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. №426-ФЗ
«О специальной оценки условий труда» специальная оценка условий труда проводится у всех работодателей.
   2. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации работодатель -  физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.
   3. В случае, если у индивидуального предпринимателя отсутствуют наемные
по трудовому договору работники, то специальная оценка не проводится.
   4. В случае, если индивидуальный предприниматель привлекает специалистов (бухгалтеров, юристов и т.д.) на условиях аутсорсинга (по гражданско-правовому договору), данные специалисты работают на дому (или дистанционно) и у них отсутствуют постоянные рабочие места, то специальная оценка условий труда у таких индивидуальных предпринимателей не проводится.
   5. В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам специальной оценке условий труда не выявлены, работодателем в Государственную инспекцию труда субъекта Российской Федерации (по месту его нахождения) подается декларация. Срок действия поданной декларации – 10 лет при условии отсутствия на декларируемом рабочем месте несчастного случая на производстве, профессионального заболевания или нарушений, выявленных государственной инспекцией труда в субъекте Российской Федерации.
Декларация может быть подана дистанционно на сайте Роструда в сети «Интернет» https://www.rostrud.ru/.
   6. Для вновь образованных в 2018 году работодателем рабочих мест срок проведения специальной оценки условий труда составляет 12 месяцев. Таким образом, если  рабочее место образовано, к примеру, в декабре 2018 года, то срок завершения специальной оценки условий труда -  декабрь 2019 года.
   7. В целях контроля за соблюдением работодателем Федерального закона
«О специальной оценке условий труда» Минтрудом России совместно
с Федеральной службой по труду и занятости в 2019 году планируется реализация механизма предупреждения нарушений обязательных требований законодательства о специальной оценке условий труда.
   Суть данного механизма контроля заключается в направлении работодателю предостережения о недопустимости нарушения работодателем требований охраны труда. В предостережении устанавливается срок устранения возможного нарушения.
   И только в случае не исполнения работодателем данного предостережения включается механизм административного рассмотрения правонарушения, с последующими наложенными на работодателя санкций, предусмотренных нормами статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс).
   Предлагаемый подход позволит добросовестному и ответственному работодателю устранить нарушение без наложения на него предусмотренных Кодексом штрафов.